ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

     Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

     Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
  • помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 42).

        Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.

 Специальные условия обучения — это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента;
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом(педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда) (Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 79).

Для того чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).

«ЗАЧЕМ ПРОХОДИТЬ ПМПК ПЕРЕД МСЭ» (ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЮРО МСЭ И ПМПК)

Уважаемые родители!

В последнее время участились обращение за юридической помощью по вопросам процедуры освидетельствования ребенка на ПМПК и МСЭ. Основные жалобы связаны с тем, что родители не понимают, зачем проходить ПМПК перед МСЭ. Проанализировав ответы юристов, специалисты нашего Центра обобщили юридические комментарии по данному вопросу.

12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА:

 

  • Определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.
  • Однако, предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого. При этом напомним, что для детей трудностями обучения, с проблемами поведения и  иными трудностями, не видными для медиков, но требующими серьезных реабилитационных или абилитационных мероприятий, заключение ПМПК может стать весомым аргументом для подтверждения «нуждаемости в инвалидности». Сохранение в ИПРА раздела о психолого-педагогической реабилитации, в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по организации условий обучения, в настоящее время может объясняться только тем, что выводы ПМПК «помогают» специалистам МСЭ исследовать все стороны жизни ребенка для определения нуждаемости в установлении инвалидности и определении наиболее оптимальных путей реабилитации ребенка.
  • Несмотря на то, что от прохождения ПМПК родители могут отказаться, большинство юристов не советуют так делать, чтобы не создавать себе проблем. В случае признания больного инвалидом при очередном освидетельствовании в бюро МСЭ ему, помимо справки об инвалидности, должны будут выдать еще и ИПР с рекомендациями по обучению.
    Требования к качеству оформления ИПР ужесточаются во всех регионах РФ.
    Если речь идет об обучении детей в возрасте до 18 лет, то соответствующие записи в ИПР эксперты МСЭ вносят на основании (с учетом) соответствующих заключений ПМПК.
    В случае отсутствия заключения ПМПК в документах на МСЭ при прохождении освидетельствования эксперты бюро МСЭ обязаны будут составить Вам ПДО (программу дополнительного обследования) с рекомендациями предоставить заключение ПМПК.
    В этом случае срок проведения экспертизы будет затягиваться, вам придется еще раз (повторно) приходить в бюро МСЭ уже с заключением ПМПК.


Наиболее подробно ознакомиться с комментариями юристов можно здесь:


http://yuristi.org

http://osoboedetstvo.ru

 

 

Рекомендации по составлению характеристик

При решении вопросов, связанных с необходимостью определения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Одним из основных этапов деятельности ПМПК является анализ имеющегося пакета документов, который предоставляется в комиссию.

Для специалистов, проводящих обследование (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, врача психиатра) одним из основных документов, отражающих наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является характеристика.

  • Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она является результатом всестороннего предварительного изучения ребенка.
  • При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремиться к выяснению  мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
  • Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за поведением, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со сверстниками и взрослыми.
  • Всестороннее познание ребенка требует применения специалистом и других методов обследования – бесед, анализа продуктивных видов деятельности, стандартизированных методик обследования и т.д.
  • В характеристике необходимо указать, какие проводились коррекционно-педагогические мероприятия, их эффективность, результативность.
  • В  характеристике отмечаются  условия семейного воспитания, характер взаимоотношений ребенка и взрослого, ребенка и его сверстников.
  • Характеристика – это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода.

«В помощь педагогу» в прикрепленных файлах представлены примерные психолого-педагогические, логопедические, дефектологические характеристики, которые составлены на основе методических разработок Семаго М.М., Семаго Н.Я., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Нищевой Н.В., Вильшанской А.Д.

Рекомендации по организации деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ознакомиться)

Подготовка пакета документов на ПМПК (памятка для образовательных организаций).pdf

Логопедическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.doc

Психологическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.doc

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.doc

Логопедическая характеристика на ребенка школьного возраста.doc

Психологическая характеристика на ребенка школьного возраста.doc

Педагогическая характеристика на ребенка школьного возраста.doc