Как помочь ребенку сдать ЕГЭ: советы родителям

Спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком.

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

  1. Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.
  2. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться.
  3. Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Не «подтянуть английский», а «выучить случаи использования Past Perfect».
  4. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков. Для этого бывает полезно разобраться (если не сделали этого раньше), какие способы освоения учебного материала больше всего подходят вашему сыну или дочери. Кому-то для лучшего запоминания важно проговаривать — ходить и рассказывать. Кому-то — нарисовать схему, написать шпаргалку с какими-то опорными сигналами. Кому-то нужно проделать много типичных заданий, чтобы чувствовать себя уверенно. .

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

Приемы быстрого повышения качества учебных знаний
«Три предложения». 

Выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях. 
«5 П» — прием работы с текстом. Когда мы проводили психологические исследования, что пугает учеников в предстоящем ЕГЭ, оказалось, что у большого количества есть страх перед колоссальным объемом, который надо, как говорят ученики, «выучить». Пугает большое количество материалов по предметам. Поможет метод работы с текстом «5 П»: каждая буковка П обозначает то, что нужно сделать с текстом.
Просмотри.
Придумай вопросы.
Подчеркни ключевые слова.
Перескажи.
Проверь себя.
Учителя математики обычно добавляют еще одно П:

проиллюстрировать

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка

Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние.

Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.

  1. Разговаривать о ЕГЭ, вести диалог. Это трудно. Особенно когда родитель, который и так места себе не находит, слышит от ребенка вещи неприятные, повышающие тревогу и вызывающие обиду. Надо: сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться. Не начинать сразу утешать, не говорить «все будет хорошо» — это воспринимается как непринятие всерьез. Также не надо сразу начинать поучать, давать советы.
  2. Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.
  3. Обсудить, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка. Состоянию, в котором он верит в себя, справляется с трудностями.
  4. Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

  Интернет и дети

Современные дети и подростки легко осваивают компьютер, мобильные устройства и умело пользуются ими. При этом навыки детей в области безопасности в Интернет отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства. Все большее количество детей получает возможность пользоваться Интернетом. Но вместе с тем все острее встает проблема обеспечения безопасности наших детей во всемирной паутине.

Более 80% детей в России сталкиваются с изображениями сексуального характера в Интернет или других источниках. Младшие дети сталкиваются с сексуальным контентом реже других, но при этом испытывают гораздо больший стресс: 50 % детей 9-10 лет, имевшие опыт столкновения с изображениями сексуального характера, указали, что были сильно или очень сильно расстроены этим. Причем большинство школьников сталкивается с сексуальным контентом случайно – в всплывающих окнах.

Около 55 % опрошенных детей в возрасте 11-16 лет сталкивались с сайтами, на которых люди обсуждают способы причинения себе боли или вреда, способы чрезмерного похудения, сайты, посвященные наркотикам, а также сайты, на которых описываются способы самоубийства.

По данным, полученным в исследовании проекта «Дети России Онлайн», в среднем по России 23 % детей, которые пользуются Интернет, являются жертвой буллинга (запугивание, унижение, травля, физический или психологический̆ террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и, тем самым, подчинить его себе).

Согласно информации Лаборатории Касперского (производители антивирусного программного обеспечения для компьютеров) 38 % компьютеров-пользователей Интернет хотя бы раз подвергались веб-атаке; более 6 миллиардов вредоносных атак приходится на компьютеры и мобильные устройства пользователей.

Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Речь идет о жизни и здоровье наших детей, а потому и родители и педагоги должны быть предельно внимательны к изменениям в поведении, настроении и интересах детей и подростков.

 

 Как вовремя узнать степень зависимости ребенка

 от компьютера и Интернета?

Уважаемые родители, вы можете получить информацию на основе простейшего теста: к ребенку, увлеченному компьютерной игрой, сайтом, компьютером, мобильным устройством, планшетом надо обратиться с просьбой о помощи.

1-й этап – просьба формулируется просто, например: «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло», «Дочь, вымой, пожалуйста, посуду».

Способы реагирования:

а) ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования;

б) ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения новой игрушкой. На начальном этапе 2-й степени зависимости также может наблюдаться подобная реакция;

в) ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит вашей просьбы, игру не прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2- 3-й  степени.

2-й этап – в случае, если ребенок вел себя по схеме 1, 2, 3-й степени, необходимо через какой-то промежуток времени, например, на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, передвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.

 

Этапы попадания в компьютерную и Интернет-зависимость

Сначала ребенок понимает, что получает огромное удовольствие без серьезных затрат (которые нужны, например, при чтении книги, выполнении домашних заданий).

Потом, вместо того, чтобы ходить в школу, он идет в компьютерный салон, где сидит круглые сутки. Это приводит к болезни, переутомлению, снижению успеваемости.

На втором этапе ребенок избегает любой деятельности и любого общения, кроме компьютера.

Затем наступает полная деградация. Этот этап проходит не так явно, как при алкоголизме и наркомании, поскольку обычно начинают принимать активные меры администрация школы, родители и другие заинтересованные лица. Но успешность помощи в данном случае аналогична лечению любого запущенного хронического заболевания.

Какие угрозы встречаются наиболее часто?

Прежде всего:

Доступ к нежелательному содержимому. Любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы: про насилие, наркотики, порнография, страницы подталкивающие детей к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр таких страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию.

Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника ребёнка, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи.

Неконтролируемые покупки. Несмотря на то, что покупки через Интернет пока еще являются экзотикой для большинства из нас, однако недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Защита детей в сети Интернет – это проблема, с которой сейчас сталкиваемся все мы.

Угроза заражения вредоносным программным обеспечением. Для распространения вирусов и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов: электронная почта, компакт-диски, флэшки, переносные жесткие диски, мобильные устройства или скачанные из Интернет файлы. Например, программы для обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов, так как очень часто используются для прямой передачи файлов. Дети могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

 Последствия неограниченного пребывания за компьютером

Общение с компьютером учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение, так как машина безропотно выполняет команды человека. Личность ребенка при этом не развивается. Создается иллюзия общения.

Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в компьютерные игры, сайты, Интернет; ребенок не учится никаким другим способам решения проблем — так формируется эмоциональная зависимость от компьютера и инфантильный стиль отношения к проблемам.

Длительное пребывание за компьютером пагубно влияет на здоровье:

— портится зрение;

— развивается сколиоз, ожирение, шейный остеохондроз;

— атрофируются мышцы ног.

Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.

При попытках преодолеть игровую зависимость они относительно легко приходят к замене ее на другие формы. И, наоборот, зачастую быстрой и легкой «реабилитацией» юного токсикомана становится перенос его жизни в салон компьютерных игр.

 

Как уберечь собственного ребенка от компьютерной и Интернет-зависимости?

Не подпускать ребенка к компьютеру практически невозможно, да и нецелесообразно, так как помимо всего негатива в Интернете есть масса полезных образовательных и развлекательных ресурсов, то необходимо научить детей пользоваться Интернет.

Существуют психологические и технологические подходы к обеспечению безопасности детей в Интернет.

Для обеспечения психологической безопасности детей необходимо знать их возрастные особенности.

Для детей 5-6 лет характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и в работе с мышью, все же они сильно зависят от родителей при поиске детских сайтов.

Дети 7-10 лет обладают сильным чувством семьи. Они только начинают развивать чувство своей моральной и половой индивидуальности и обычно интересуются жизнью старших детей. Они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Как правило, дети, не достигшие десятилетнего возраста, еще не имеют навыков критического мышления, необходимого для адекватного осмысления материалов, встречающихся в Интернет.

Возраст 10 – 15 лет – время быстрых изменений в жизни ребенка. И хотя дети в этом возрасте все еще сильно зависимы от своих родителей, они уже стремятся получить некоторую свободу действий. Ребята начинают интересоваться миром вокруг них и отношения с друзьями становятся по-настоящему важными.

Дети этого возраста начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для детей этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным.

Подростки (16-18 лет), как правило, проходят через период низкой самооценки, ищут поддержку у друзей и неохотно слушаются родителей, свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость, но в то же время охотно приобщаются к семейным ценностям. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта.

В этом возрасте дети уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. И совершенно нормально, что они хотят все это сами увидеть, услышать, прочесть. Они скачивают музыку, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Большинство пользуются чатами и многие общаются в приватном режиме. Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах, юные дамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернет они знают зачастую больше, чем их родители.

 

Существует несколько причин, которые толкают наших детей на компьютерную зависимость:

— любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);

— желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей;

— безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки;

— возможность свободного доступа к Интернет-пространству;

— отсутствие умения сказать «нет», отказаться от соблазнов;

— внутреннее одиночество, психологическая безнадзорность, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родителям необходимо:

Беседовать с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями и убедитесь, что эти люди им знакомы.

Интересоваться, какими чатами и досками объявлений пользуются дети и с кем они общаются.

Настаивать, чтобы дети осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернет. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

Требовать от детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернет.

Помогать им защититься от спама. Научить подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Постоянно напоминать, что ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

В младшем возрасте желательно разрешать пользоваться ресурсами Интернета только в присутствии родителей.

Объяснить ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.

Добавить детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети.

Использовать специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).

Использовать средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Приучить вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

Научить детей младшего школьного возраста советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.

Научить детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

Родители должны сами осознать значимость Интернет для современных детей и то, что проблема безопасного пребывания в сети – одно из приоритетных направлений в воспитании ребенка. В конце концов, речь идет и о наших с Вами детях.

Технологии не стоят на месте, и сейчас появляется все больше и больше новинок программного обеспечения, помогающих оградить ребенка от виртуальных опасностей.

Программное обеспечение родительского контроля над пользованием ресурсами сети Интернет

Обеспечивать родительский контроль в Интернет можно с помощью различного программного обеспечения:

Функция «Родительский контроль» обеспечивает:

Ограничение времени, проводимого ребенком за компьютером. Можно ограничить время, в течение которого, детям разрешен вход в систему. Это не позволит детям входить в систему в течение определенного периода. Можно установить разные разрешенные часы доступа для каждого дня недели. Если в момент окончания разрешенного периода времени дети работают за компьютером, происходит автоматический выход из системы.

Установление запрета на доступ детей к отдельным играм. Можно контролировать доступ к играм, выбирать допустимую возрастную категорию, выбирать типы содержимого, которые следует блокировать, и устанавливать разрешение или запрет на доступ к отдельным играм.

Установление запретов на использование детьми отдельных программ. Можно запретить детям доступ к определенным программам.

Средства Родительского контроля, встроенные в некоторое ПО, в частности Windows,  Kaspersky Internet Security.

Все популярнее становятся специальные программы -«фильтры», которые запрещают доступ к сайтам с нежелательным контентом. Появляются специальные «детские» веб-браузеры, для которых можно установить перечень сайтов, которые ребенок может посещать. Многие антивирусные программы также снабжены защитой для детей. Популярные поисковые системы (Yandex, Google, Rambler и другие) снабжаются специальными настройками и виджетами, помогающими оградить детей от нежелательного контента. Информацию о специальном программном обеспечении можно без труда найти в Интернете и ознакомиться со многими продуктами на бесплатной основе. Предлагают услуги по обеспечению безопасности в Сети и некоторые интернет-провайдеры.

Программы контент-фильтрации для ОС Windows:

Интернет цензор;

ПКФ;

Netpolice;

KinderGate и др.

Немаловажным фактором в обеспечении безопасного присутствия в сети является и антивирусная защита, т.к. при использовании Интернет детьми возможны следующие ситуации, угрожающие безопасности вашего компьютера и персональных данных:

«Попутные» заражения (т.е. вредоносные программы, загружаемые автоматически при просмотре зараженных сайтов).

Заражение при использовании файлообменных сетей, дающих другим пользователям доступ к вашему компьютеру.

Фишинговые сайты, направленные на получение злоумышленником Ваших учетных данных (логины и пароли от почтовых ящиков, электронных кошельков, социальных сетей и т.д.)

Нежелательная реклама, в том числе, всплывающие окна и рекламные программы, которые часто устанавливаются автоматически вместе с бесплатным ПО, загружаемым из Интернет.

Установите на своем компьютере решение для защиты от информационных угроз (наиболее популярные бесплатные антивирусы сегодня:  Avira AntiVir Personal Edition,  Аvast! Free Antivirus,  AVG Anti-Virus Free Edition).

Не стоит думать, что Интернет – это безопасное место, в котором ваши дети могут чувствовать себя защищенными. Родители должны понимать, что использование только средств воспитательной работы без организации родительского контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование средств родительского контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств, вы сможете помочь вашим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.

 

Кризисные периоды у дошкольников.pdf

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.pdf

«За год до школы!» (готовность к школе).pdf

Учим ребенка пространственной ориентации.pdf

Советы родителям: «Если ребенок ворует».pdf

Информация для родителей: «Если Ваш ребенок говорит неправду».pdf

Способы эффективного управления стрессом.pdf

«Как приучить ребенка к  дисциплине?».pdf

Родителям будущего первоклассника.pdf

Как родители могут помочь пятикласснику. pdf

Рекомендации родителям пятиклассника.pdf

О причинах школьной тревожности.pdf

Диалог с подростком.pdf

Как сохранить контакт с подростком.pdf

Профилактика суицидального поведения.pdf

Профилактика употребления ПАВ.pdf