Каждый, кто вырос в семье, может на личном примере подтвердить, что отношения родителей и детей сложны и противоречивы. Спокойствия в них практически нет. Сначала уход за малышом при отсутствии опыта воспитания, затем школьные проблемы, взрывной подростковый возраст, любовь и поиск сыном или дочерью второй половинки, учеба и трудовая деятельность, отделение от родителей и создание собственной семьи…

Все эти факторы нередко обостряют отношения с ребенком и указывают  на необходимость гибкого подхода к общению с ним ( (более подробнее с материалом можно ознакомиться  на сайте «Дети и родители»).

ТЕМА «КТО ОН — СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК?»

Что необходимо знать родителям про общение подростков?

Общение со сверстниками в подростковом возрасте существенно сказывается на сохранении психического здоровья.

Признание со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремится соот­ветствовать их требованиям, что, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие.

Невозможность общения, его ограничение, наносит ущерб чувственному миру под­ростка: вызывает тревожное беспокойство, неуверенность в себе.

Проблемные отношения со сверстниками в подростковом возрасте приводят к невро­зам, нарушениям поведения, склонности к правонарушениям.

Учеными установлено, что у тех подростков, которые в 12-14-летнем возрасте были ориентированы на общение только в семье и со взрослыми, в последствии возникали проблемы во взаимоотношениях с людьми, причем не только в личных, но и в служебных ситуациях.

Ложь в подростковом возрасте нередко связана с противоположностью норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых. Подростку крайне важна оценка друзей, и поэтому он ведет себя соответствуя их ожиданиям, но при этом, не желая огорчать взрослых или боясь наказания, обмынывает их.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем под­росткового возраста — проблема отверженности. Переживания при отверженности могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение, либо неадекватными позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучное.

От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. Обычно у необщительного подростка все же есть один-два близких друга.

Литература:

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007 . — 271 с: ил. — (Серия Эффективный тренинг)

Что влияет на успеваемость?

Интерес

Интерес усиливает мотивацию к обучению. Он во многом связан с качеством препо­давания. Большое значение иллеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал.

Роль семьи в развитии интереса также играет немаловажную роль. Потребность и жажда познания заложена в ребенке природой, важно ее развивать и направлять. В этом могут помочь современные информационные технологии, которые обладают колоссальным потенциалом для самостоятельного обучения, и создают дополнитель­ные условия совершенствования предметных знаний и умений.

Однако, если подросток не видит значения получаемых знаний для жизни, у него пропа­дает интерес к учебе, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.

Успешность

Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к пред- мету и стремление развиваться в этом направлении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать обучение.

Притязания на признание среди сверстников

Высокий статус среди сверстников может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Познавательные интересы

Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуют­ся неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Происходит усвоение научных понятий, системы знаков. Развивается теоретическое мышление.

Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разо­браться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Развивается способность выделять главное, существенное.

Литература:

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для стул, вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

Как распознать тревожное состояние?

Большое значение для развития подростка имеет психическое здоровье — состояние полного душевного, физического и социального благополучия. В подростковом возрас­те основной сложностью развития является быстрый темп происходящих изменений. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, эмоциональной озабоченно­сти, неудовлетворенности собой и окружающим миром, и реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Тревожность — это эмоциональное состояние, склонность индивида к переживанию тревоги. Тревожность характеризуется ощущениями напряженности, мрачными мыс­лями и предчувствиями. Состояние тревоги сопровождается и физиологическими реакциями организлла. Тревожность может быть краткой реакцией на стресс, что в некоторых случаях даже полезно, но может и затянуться во времени, что оказывает серьезное негативное влияние на психологическое здоровье подростка.

Физиологические маркеры тревожности:

  • усилении сердцебиения;
  • учащении дыхания;
  • увеличении минутного объема циркуляции крови;
  • возрастании общей возбудимости;
  • снижении порога чувствительности.

Психологические маркеры тревожности:

  • напряжение;
  • озабоченность;
  • нервозность;
  • чувство неопределенности;
  • чувство грозящей опасности, неудачи;
  • невозможность принять решения и др.

Социальные маркеры тревожности:

  • беспомощность;
  • неуверенность в себе;
  • ощущение бессилия перед внешними факторами.

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию своих детей! Зачастую тревожный ребенок уходит в свой внутренний ллир. Может стать хамелеоном и жить по принципу: «Я — как все». Грубость, демонстративность в поведении может стать обратной сторо­ной тревожности, быть защитной реакцией организма.

Литература

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007 . — 271 с: ил. — (Серия Эффективный тренинг)