Рекомендации по составлению характеристик

При решении вопросов, связанных с необходимостью определения специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо комплексное обследование психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Одним из основных этапов деятельности ПМПК является анализ имеющегося пакета документов, который предоставляется в комиссию.

Для специалистов, проводящих обследование (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, врача психиатра) одним из основных документов, отражающих наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является характеристика.

  • Характеристика излагается четко, лаконично, обоснованно. Она является результатом всестороннего предварительного изучения ребенка.
  • При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремиться к выяснению  мотивов его поведения и действий, причины его высокого (достаточного, низкого) уровня интеллектуального развития.
  • Основой изучения ребенка являются материалы наблюдения за поведением, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой), общением со сверстниками и взрослыми.
  • Всестороннее познание ребенка требует применения специалистом и других методов обследования – бесед, анализа продуктивных видов деятельности, стандартизированных методик обследования и т.д.
  • В характеристике необходимо указать, какие проводились коррекционно-педагогические мероприятия, их эффективность, результативность.
  • В  характеристике отмечаются  условия семейного воспитания, характер взаимоотношений ребенка и взрослого, ребенка и его сверстников.
  • Характеристика – это итог продуманного систематического наблюдения в течение определенного периода.

В  разделе «В помощь педагогу» в прикрепленных файлах представлены примерные психолого-педагогические, логопедические, дефектологические характеристики, которые составлены на основе методических разработок Семаго М.М., Семаго Н.Я., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Нищевой Н.В., Вильшанской А.Д.

Рекомендации по организации деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации (ознакомиться)

Подготовка пакета документов на ПМПК (памятка для образовательных организаций).pdf

Рекомендации для воспитателей по работе с детьми с ОВЗ.pdf

Рекомендации психолога классным руководителям и учителям предметникам 5-х классов.pdf

Практические рекомендации учителям, обучающим гиперактивного ребенка. pdf

Памятка классному руководителю по работе с родителями .pdf

Преодоление школьной тревожности. pdf

Особые образовательные потребности детей, имеющих аутизм.pdf

Сборник материалов конференции по аутизму.pdf

Методические рекомендации «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования.pdf

Методическое пособие для педагогических работников «Ни капли!» (первая помощь при алкогольных отравлениях).pdf

Методические рекомендации по итогам социально-психологического тестирования обучающихся Республики Коми «По ту сторону удовольствия», Сыктывкар 2015.pdf

Методические рекомендации по итогам социально-психологического тестирования обучающихся Республики Коми «В зоне особого внимания», Сыктывкар 2018.pdf

Методические рекомендации для образовательных организаций по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением.pdf

Методические рекомендации для педагогов образовательных организаций «Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде».pdf